Мнения, 12 янв 2016, 10:00
Марина Смирнова

Курорты не только Краснодарского края: где будут отдыхать 5 млн российских туристов

Что на сегодняшний день могут предложить российским туристам отечественные отели и курорты, рассказывает партнер и руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма консалтинговой компании Cushman & Wakefield Марина Смирнова
Читать в полной версии

На фоне политической и экономической нестабильности рост внутреннего и въездного туризма становится одним из немногих факторов, положительно влияющих на состояние российского гостиничного рынка и экономики в целом.

Снижение стоимости туров в Россию вследствие ослабления рубля особенно позитивно отразилось на поездках с туристскими целями, за счет чего столичные и санкт-петербургские отели продемонстрировали небывалые показатели по загрузке.

В том же Санкт-Петербурге впервые за все годы наблюдений загрузка качественных отелей города в течение всего летнего периода держалась на уровне 80%. Ранее такое наблюдалось только в пик сезона белых ночей, потом спрос падал до 70–75%, несмотря на то что лето — традиционно высокий сезон для гостиничной и туристской отраслей. Непривычно высокая загрузка гостиниц держалась летом и в Москве. А в Сочи, где новое предложение увеличивалось скачкообразно за период 2013–2014 годов, пляжные отели в третьем квартале заполнялись на 80–100% и более (это достигается за счет дополнительных мест в номерах).

На новогодние праздники было распродано, похоже, вообще все: и в Санкт-Петербург, и в Сочи, и в Шерегеш, и даже в Приэльбрусье.

Денежные потоки, как и туристские, направились внутрь страны. И сейчас более 5 млн соотечественников (именно на столько сократился поток выезда из страны) готовы потратить свои средства на российском рынке, а это, по нашим подсчетам, ни много ни мало 300–400 млрд руб.

Однако не стоит забывать о том, что те, кто ранее ездил отдыхать за рубеж, имеют не только более высокие доходы, но и соответствующие запросы: такие туристы однозначно ориентированы на качественный продукт, а потому создают высокую концентрацию спроса на тех немногочисленных пока объектах, которые соответствуют этим запросам хотя бы в отношении качества продукта, если не сервиса, с которым у нас почти повсеместно плохо.

А что на сегодняшний день могут предложить новым туристам отечественная гостиничная и туристская отрасли? В целом российский внутренний продукт можно охарактеризовать как формирующийся: наши исследования в гостиничной сфере, например, показывают, что к качественному номерному фонду относится порядка 10% всего объема гостиничного предложения. Наши плюсы — разнообразие ресурсов, многие из которых даже не начинали вовлекаться в оборот, но они, в основном, нерукотворные: это природные факторы (горы, леса) или же «старые камни», как говорят об исторических памятниках. В отношении прочих элементов туристской инфраструктуры, в первую очередь развлекательного плана, мы еще только в самом начале пути. Так, в России построены пока единичные проекты развлекательных парков, наиболее известные из них — «Сочи-парк» в Краснодарском крае и «Диво Остров» в Санкт-Петербурге. В Китае же за 2011–2012 годы реализовано более 700 проектов тематических парков, еще порядка 70 проектов находятся в различных стадиях реализации. Благодаря в том числе и проектам развлекательного плана Китай передвинулся с пятого на третье место в мире по посещаемости иностранными туристами, и это несмотря на наличие визового режима.

В этом направлении в России делаются определенные шаги: создаются новые и обновляются старые точки роста, вокруг которых, как предполагается, в дальнейшем будет концентрироваться основное развитие гостиничного сектора и туризма. Максимальная концентрация объектов притяжения в России находится в наиболее населенной европейской части страны, а огромные пространства Сибири, Дальнего Востока и Севера фактически не развиты.

В то же время мы можем гордиться тем, что в 2014 году ситуация стала меняться в лучшую сторону, у нас появились курорты мирового уровня — туристская инфраструктура Сочи как в области пляжного, так и горнолыжного туризма отвечает международным стандартам качества самого высокого уровня. Подтягиваются к этому уровню не только Краснодарский край, но и Алтай, Приморский край и Калининград. Очень привлекательной стала Казань. Благодаря этому в 2014 году Россия поднялась на 18 пунктов вверх в рейтинге ВТО, определяющем уровень конкурентоспособности путешествий, — сразу на 45-е место среди 140 стран.

Однако, несмотря на определенный прогресс в направлении диверсификации туристского предложения в регионах России, в целом оно остается однотипным и не удовлетворяет запросам ни со стороны платежеспособного внутреннего спроса, ни массового международного, и в этом направлении нужно будет активно работать.

При этом с инвестиционной точки зрения проекты развития туристской инфраструктуры не сулят быстрого возврата средств, притом что объем таких средств требуется весьма существенный. Основной ресурс развития в текущих условиях, когда заемное финансирование стало практически недоступным, — это государственно-частное партнерство. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма» — один из таких механизмов, и уже есть положительные результаты партнерства. Здесь можно привести в качестве примеров туристско-рекреационный кластер «Русская Палестина», в рамках развития которого планируется реконструировать Ново-Иерусалимский монастырь и построить гостиничные и развлекательные комплексы, или развитие курорта «Белокуриха-2» в Алтайском крае.

Другим ресурсом развития могли бы стать пенсионные фонды, и такие проекты уже рассматривались, но пока держатели пенсионных средств предпочитают инвестировать в строительство жилья.

Наконец, есть Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), для которого проекты развития туризма являются одними из приоритетных. Ну и конечно, сохраняется возможность привлечения банковского финансирования, при этом региональные власти готовы субсидировать процентную ставку по кредитам. В совокупности эти меры делают возможным реализацию довольно крупных проектов, потребность в инвестициях в которые исчисляется миллиардами рублей.

Один из таких примеров — строительство инвестором «Олимпик-Сити» в партнерстве с местными компаниями горнолыжного и санаторного курорта «Белокуриха-2». Другой пример, информация о котором распространилась буквально на днях, — горнолыжный курорт «Горный воздух» на Сахалине. Инвестор — компания «Роза Хутор» из структуры «Интерроса». В совокупности в эти два проекта будет направлено порядка 20 млрд руб., а их реализация позволит создать несколько тысяч рабочих мест, что очень важно для этих регионов. Кроме того, они получат эффект от роста налоговых поступлений, в том числе тех, которые остаются в бюджете региона и муниципальных образований.

Марина Смирнова специально для «РБК-Недвижимости»

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Эксперты/Мнения», может не совпадать с мнением редакции

Об авторах
Марина Смирнова Cushman & Wakefield
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Главное