Коммерческая недвижимость, 22 янв 2016, 12:31

Как это работает: сколько приносит сдача апартаментов в Москве

Трое предпринимателей с московских окраин зарабатывают около 400 тыс. руб. в месяц на том, что сдают стильные апартаменты по цене вдвое выше, чем стоят однокомнатные квартиры
Читать в полной версии
Фото: Олег Яковлев/РБК

Основатели Mama Ro Антон Козлов, Володя Низовцев и Анатолий Смирнов всегда мечтали жить в центре Москвы. «Хотелось впитать дух московских ночных приключений на Китай-городе, — рассказывает в интервью РБК Смирнов. — Кроме того, нам не хотелось терять полтора часа жизни каждый день, добираясь до центра с унылых спальных окраин столицы». Козлов первым рискнул переселиться в центр и в 2010 году снял 18 кв. м в цокольном этаже в Малом Ивановском переулке. Своими силами сделал ремонт, и получилось «душевное место», в которое быстро стали стягиваться друзья. Из этого маленького успеха у ребят возникла бизнес-идея — создать бюджетное жилье в центре столицы для таких же, как они. «Чтобы одна ночь была сопоставима со стоимостью поездки на такси», — рассказывает Антон. По оценкам ребят, потенциальный объем рынка таких маятниковых мигрантов составлял около 700 тыс. человек каждый день, а значит, продукт должен быть востребованным. Удача своими руками Сели за составление бизнес-плана и поняли: чтобы создать «хостел для хипстеров» на 600 кв. м, необходимо не менее 10 млн руб. инвестиций. «Таких денег у нас не было, — рассказывает Низовцев. — Я был видеооператор-фрилансер, Антон — портье в отеле, а Толя организовывал телетрансляции». В результате основатели Mama Ro решили попробовать менее капитальный проект, и в мае 2012 года им улыбнулась удача. «Как-то утром я зашел на www.cian.ru и увидел, что сдается помещение в цокольном этаже на Спиридоновке: 80 кв. м всего за 67 тыс. руб. в месяц, — рассказывает Смирнов. — Это был самый главный момент всего проекта: мы поняли, что если хотим что-то сделать, то нужно начинать прямо сейчас». Ребята наскребли 30 тыс. руб. для задатка и приступили к ремонту. Сначала они хотели разделить все пространство на несколько номеров по 12–15 кв. м. «Но потом поняли, что не будем ничем отличаться от типичных гостиничных номеров, — объясняет Козлов. — Мы поняли, что сами в таких клетушках жить не захотим. Так у нас родилась идея создавать не просто интерьер для временного размещения, а полноценные студии, апартаменты, пространство для жизни». За 2,5 месяца и 800 тыс. руб. ребята сделали ремонт. «Мазали штукатурку сначала руками, но потом научились шпателем, — рассказывает Смирнов. — Деньги собирали по друзьям: кто 50 тыс. руб. дал, кто 100 тыс., а 350 тыс. взяли у знакомого капиталиста под проценты». В середине июля две студии на Спиридоновке были готовы принять первых гостей. На том же ЦИАНе было размещено объявление, и 19 июля пришел первый клиент. «Парочка сняла апартаменты на два дня за 8 тыс. руб., — с улыбкой рассказывает Низовцев. — Нам показалось, что произошло именно то, чего мы больше всего боялись: нашими клиентами станут те, кто обычно снимает квартиры посуточно». Но начинающие предприниматели ошиблись: первые, как и все последующие клиенты, оказались из другой аудитории — это были обычные или бизнес-туристы, которые хотели оказаться в чужом городе в комфортной обстановке, отличной от небольших и одинаковых гостиничных номеров.

 

Цифры Mama Ro 14 апартаментов имеется у Mama Ro 7 тыс. руб. — средняя цена аренды апартаментов в сутки 18,8 млн руб. — суммарные инвестиции 20 тыс. квартир сдается в Москве посуточно 3,5 тыс. руб. — средняя цена квартиры с хорошим ремонтом в сутки Источник: Mama Ro, «Миэль», проект «Суточно»

 

После относительно «тухлого» августа (75% загрузки), с сентября брони были каждый день. «С сентября 2012 года по февраль 2014 года у нас не было ни одного простоя на Спиридоновке», — гордятся предприниматели. За первые пять месяцев работы они вернули все долги (около 800 тыс. руб.). В это время, как и при ремонте, они ездили в Metro и сами закупали шампуни и полотенца, чинили поломки. «Раз в три дня у каждого из нас было дежурство по уборке и мытью туалетов, — говорит Смирнов. — Мы поняли, что принцип простой: либо ты тонешь — и это только твое дело, либо борешься и побеждаешь». После того как бизнес пошел, ребята задумались о расширении. Они стали усиленно мониторить объявления на ЦИАНе, но поначалу не везло. «То бабуля попадется с трехкомнатной квартирой, то владелец, который постоянно живет в Эмиратах и предлагает договор по Skype подписать», — вспоминает Козлов. И случайно через знакомых вышли на представителя человека, который выкупил целый дом на Чистых прудах, в Гусятниковом переулке. В начале 2013 года основатели Mama Ro арендовали у него 300 кв. м на третьем этаже и начали искать деньги на ремонт. В общей сложности собрали 1,5 млн руб. и еще 2,5 млн руб. взяли в кредит под 20% годовых у одного из московских банков. И в январе 2013 года вышли на стройку. «У каждого из нас было свое видение того, как должны выглядеть студии. Я обожаю супрематизм, поэтому сделал супрематическую студию, Антон сохнет по византийской мозаике, — рассказывает Низовцев. — Каждый из нас отталкивался от собственной мечты». Сейчас они арендуют два из трех этажей в доме. В запуск 12 апартаментов в Гусятниковом переулке основатели Mama Ro в общей сложности вложили 18 млн руб. Им пришлось фактически сделать капитальный ремонт здания, поменяв трубы и электропроводку, укрепив полы, заменив стены и перекрытия.

Владимир Низовцев: «Договор аренды помещения на Спиридоновке, конечно, у нас был относительный (субаренда у города), и, по сути, нас могли в любой момент попросить, то есть отобрать бизнес. Здесь же, что важно понимать, любой бизнес сделан из делателя. Без делателя бизнес бесполезен. И, слава богу, наша бизнес-среда начинает понимать, что без парней, которые готовы своими руками, извините меня, помыть унитаз, не будет этой загрузки, не будет этих людей, которые сюда приезжают, все провалится, ничего вообще не будет работать».
Анатолий Смирнов: «В студии «Джаз» есть все мои психологические черты. К примеру, у меня с детства не было своего рабочего места, я жил с родителями в гостиной. Поэтому в студии я сделал шикарное рабочее место с видом в окно. Я хочу ощущения психологической надежности, поэтому делаю пол из массива ясеня. Как актер по профессии, заменяю обычный свет на театральные софиты, пропитывая воздух ощущением театра. И так у нас в каждой студии. Наверное, именно это привлекает в Mama Ro клиентов: все интерьеры очень личные».
Антон Козлов: «Россия — сложная страна для ведения бизнеса, но она настолько же перспективная, насколько сложная, что, в принципе, можно выбрать любое дело и сделать его по-настоящему качественно, на совесть. Это будет гарантированный успех, потому что рынок, особенно услуг, очень недоделанный, недооцененный, недофинансированный. Все сделано через коленку ради получения быстрой прибыли и побега за рубеж. У нас же нет желания уезжать, мы понимаем, что связаны со страной и хотим ее развивать. Эта честность — одна из составляющих настоящего дела». Экономика апартаментов Стандартные апартаменты Mama Ro позволяют разместиться четырем гостям. Большинство из них реализовано в двух уровнях: снизу — гостиная с кинотеатром и стереосистемой, барная стойка и ванная комната, сверху — спальня. Каждая студия имеет свой дизайн. Например, «Баухаус» сделана в лаконичном немецком дизайне начала XX века, с авторской мебелью из дальневосточного ясеня. Апартаменты «Джаз» отсылают к американским клубам и театру 30-х годов с открытой кирпичной кладкой, «Сосновая» с установленными в интерьере соснами — к детской мечте о доме на дереве. За индивидуальный дизайн каждого помещения, мебель ручной работы и оборудование от Apple придется заплатить от 6,5 до 8,5 тыс. в сутки. Стоимость определяется площадью и популярностью апартаментов. Предприниматели утверждают, что в 2015 году работали с загрузкой 97,2%. «Есть иностранные клиенты, которые переезжают из отелей и живут у нас месяц», — рассказывает Владимир Низовцев. По словам предпринимателей, около 60% клиентов — иностранцы, но с кризисом стала расти доля туристов из регионов РФ и из Китая. По их словам, есть те, кто живет в апартаментах в одиночку (таких около 20%) по несколько недель или парой (также около 20%). На семьи и компании друзей приходится около 30% клиентов. Большая часть клиентов приходит через системы бронирования (booking.com, airbnb.com и пр.). Апартаменты нередко снимают, чтобы провести вечеринку или съемки, — в таком случае они сдаются по отдельному прайс-листу, исходя из мероприятия. В среднем Mama Ro зарабатывает около 2,8 млн руб. в месяц. Основные расходы Mama Ro — это арендная плата (674 тыс. руб. в месяц) и выплаты по кредитам и долгам (проценты и погашение — 747 тыс. руб. в месяц) банкам и частным лицам. Расходы на персонал составляют около 420 тыс. руб. Предприниматели платят зарплату себе и двум помощникам. Коммунальные платежи, уборка (на аутсорсинге), реклама и комиссии систем бронирования забирают еще 400 тыс. руб. В целом за месяц расходов набегает на 2,2 млн руб. Деятельность Mama Ro осуществляется через ИП Антона Козлова (УСН, 6% с доходов).
​Основатели Mama Ro Антон Козлов, Владимир Низовцев и Анатолий Смирнов (Фото: Олег Яковлев/РБК)
Другой рынок Юрий Кузнецов, владелец интернет-проекта «Суточно», оценивает столичный рынок краткосрочной аренды апартаментов и квартир в 20 тыс. помещений, большинство из них — это стандартные однокомнатные квартиры. На сайте «Суточно» сейчас около 3,5 тыс. предложений в ценовой категории 2–5 тыс. руб. в сутки. Юлия Целяковская, директор по развитию компании LikeHome Apartaments, которая управляет 76 апартаментами в Москве, считает, что спрос на апартаменты и на квартиры предъявляют различные категории клиентов. «Почти все наши объекты — в пределах Садового кольца и ориентированы на обеспеченных граждан, которые чаще снимают их на несколько недель и хотят жить «как дома», — рассказала она РБК. — Людям чаще хочется не столько сэкономить на гостиничном номере, сколько иметь те удобства, которые отели предоставить обычно не могут». По ее словам, это особенно актуально для поездок семей с детьми, когда аренда апартаментов становится и экономически более выгодной, чем бронирование нескольких номеров в отеле. Она оценивает рынок подобных объектов размещения в столице всего в несколько сотен объектов. Семье или компании из четырех человек сейчас в Москве, как правило, дешевле остановиться в апартаментах, чем в гостинице. По данным booking.com, четыре ночи с 30 января по 3 февраля в Mama Ro обойдутся в 29,2 тыс., в LikeHome — в 24 тыс. руб. Четырехместный номер в гостинце «Аэрополис» — в 28,5 тыс., в апарт-отеле Adagio — уже в 42 тыс., в Novotel (два стандартных двухместных номера) — в 51 тыс., а суперлюкс с кроватью kingsize в Four Season — и вовсе в 493 тыс. руб. До кризиса LikeHome Apartaments управляла ста апартаментами (все объекты находятся в частной собственности, компания их берет в управление), 60% клиентов составляли иностранцы, а средняя загрузка по году составляла около 80%. «Сейчас ситуация изменилась: больше 60% клиентов — россияне, загрузка также упала», — признает Целяковская. В Mama Ro говорят, что кризис не отразился на их бизнесе — загрузка апартаментов в 2015 году составила 97,2%. В планах у основателей Mama Ro взять в управление целый особняк в центре Москвы, чтобы создать в нем настоящий апарт-отель, но пока они не нашли под этот проект подходящий объект недвижимости и инвестора.

 

Интерьер и мебель на продажу Популярность апартаментов Mama Ro во многом связана с их уникальными интерьерами, которые основатели придумали и сделали сами. Низовцев говорит, что некоторые постояльцы даже стали обращаться с просьбами подготовить аналогичные дизайн-проекты для их квартир. «Каждый пятый человек заходит и говорит: «Как здорово! Хочу так же», — рассказывает он. Команда уже сделала четыре интерьерных проекта и в настоящий момент работает над созданием дизайн-проектов для трех гостиниц в Европе — Чехии, Латвии и Эстонии. Аналогичный интерес вызывает и мебель, которую ребята делали по своим проектам в студиях «Баухаус» и «Сосновая». «Нам предложили сделать целую коллекцию и выставить ее для продажи в универмаге «Цветной», — рассказывает Низовцев. В настоящий момент в Mama Ro ведется работа над двумя мебельными заказами.

 

Владислав Серегин, РБК

Главное