Коммерческая недвижимость, 27 мая 2016, 11:14

В центре Москвы рекордно упала стоимость аренды магазинов

Цены на аренду магазинов стрит-ретейла в центре столицы упали в пять раз за пять лет. Причиной снижения брокеры по коммерческой недвижимости называют градостроительные нововведения
Читать в полной версии
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Ставки аренды магазинов формата стрит-ретейла на улицах в центре Москвы снизились в среднем в пять раз с 2011 года. Если пять лет назад стоимость аренды магазинов на таких улицах, как Тверская и Арбат, колебалась в пределах $8–10 тыс. за 1 кв. м в год, то в 2016 году она снизилась до $0,9–3,4 тыс. (около 60–220 тыс. руб.). Об этом говорится в исследовании рынка торговой недвижимости Москвы за пять лет, подготовленном международной консалтинговой компанией Knight Frank.

Существенное влияние на рынок стрит-ретейла центра Москвы оказали введение платной парковки или ее запрет, а также развитие пешеходных зон и ряд других градостроительных новшеств, говорит директор направления стрит-ретейла Knight Frank Виктория Камлюк. Эти факторы также привели к росту количества уличных торговых помещений внутри Садового кольца: за пять лет общий объем помещений стрит-ретейла в этой зоне вырос на 75,5 тыс. кв. м — до 525,5 тыс. кв. м.

Основной прирост торговых площадей, по оценке Knight Frank, произошел за счет изменения планировок существующего фонда помещений, строительства жилых домов и бизнес-центров, первые этажи которых отводились под торговлю. Также новые площади появлялись в результате перевода помещений из жилого фонда в нежилой.

Ставки аренды на помещения стрит-ретейла на торговых улицах внутри Садового кольца

Расположение

Улица

Ставка аренды (руб./кв.м/год)

Торговые улицы с наиболее высокими ставками аренды внутри Садового кольца

Столешников пер.

150 000–220 000

Петровка

70 000–120 000

Камергерский пер.

60 000–180 000

Кузнецкий Мост

60 000–180 000

Тверская (от Охотного Ряда до Пушкинской площади)

100 000–140 000

Остальные улицы внутри Садового кольца

Никольская

70 000–120 000

Арбат

55 000–125 000

Новый Арбат (нечетная сторона)

50 000–110 000

Мясницкая

60 000–100 000

Садовое кольцо

Валовая, Земляной Вал, Смоленский б-р

30 000–90 000

Основные транспортные магистрали

Ленинградский пр-т, Ленинский пр-т, Комсомольский пр-т, Кутузовский пр-т

30 000–115 000

Данные Knight Frank

За пять лет в центре Москвы изменился также профиль основных арендаторов помещений стрит-ретейла: fashion-операторы уступили место предприятиям общественного питания, отмечается в исследовании Knight Frank. Сегодня рестораны и кафе занимают 36% помещений стрит-ретейла в центре Москвы и 54,3% — на пешеходных улицах, операторы одежды — 5% и 12,5% соответственно. В исследовании отмечается, что в 2011 году на сегмент общественного питания приходилось не более 19% суммарного объема торговых площадей в центре столицы, в то время как доля операторов профиля «одежда и обувь» достигала 21%.

В течение пяти лет поменялись и улицы-лидеры. Если в 2011 году самым популярным для открытия магазина стрит-ретейла был Арбат, то в 2016-м он отдал первенство маршруту Рождественка — Кузнецкий Мост — Камергерский переулок. Сейчас явного лидера среди торговых коридоров нет, пока игроки рынка наблюдают изменения, связанные с транспортной логистикой и дальнейшими планами властей по развитию городской среды, считает Виктория Камлюк. «Сегодня находимся в острой фазе трансформации рынка стрит-ретейла: идет активная ротация арендаторов, улицы то теряют, то снова восстанавливают свои позиции, появляются новые форматы ретейла, заинтересованные в помещениях уличной торговли», — резюмирует Виктория Камлюк.

Сергей Велесевич

Главное