Новостройки Ипотека Апартаменты Страхование
Вернуться
Нужно ли России участвовать в выставке MIPIM
Президент группы компаний NAI Becar, вице-президент Российской гильдии управляющих и девелоперов Александр Шарапов рассуждает в авторской колонке о пользе участия российских компаний в международной выставке инвестиционной недвижимости MIPIM в Каннах
Комментарии

Александр ШараповТолько что закончилась главная профессиональная выставка для рынка недвижимости – MIPIM в Каннах. В этом году Россия участвовала в совершенно ином формате – без пафосных вечеринок, огромных стендов, громких эскапад. Удивительно, но из-за того, что присутствие России на выставке значительно уменьшилось в количественном измерении, заметно повысилось качество нашего участия в этом международном форуме.

Атмосфера настороженности

Канны, март, цветет верба, погода, как всегда, прекрасна – плюс 18. Итоги 2014 года, подведенные европейскими инвесторами в недвижимость и девелоперами, также прекрасны: побиты рекорды 2007 года. На выставке специалисты общаются как обычно, но к вечеру замечаешь: нет большого количества вечеринок и выставка стала более тихой и спокойной. Сначала приходит в голову, что это связано с тем, что российская делегация уменьшилась в три раза, с 2 тыс. человек до 700, и мы своей «широкой русской душой» больше не потрясаем устои европейской деловитости. Однако потом понимаешь, что всеобщая настороженность витает в воздухе. И немцы, и англичане, и французы в кулуарах говорят: «Да, мы превзошли 2007 год, но не будет ли 2015-й повторением 2008-го, не разразится ли новый глобальный кризис?» Ожидания нестабильности пропитывают атмосферу всех мероприятий. В этом году сократилось присутствие не только россиян, сократилось присутствие и иностранных участников.

Россия стала мыслить трезво

В феврале было объявлено, что Москва отказалась от участия в MIPIM. Пресса писала, что власти регионов охладели к крупнейшей международной выставке. Все заволновались – ехать, не ехать. Однако впечатление, что России больше нет на MIPIM, было весьма и весьма ошибочным. Просто наступило некое отрезвление.

Да, ушли в прошлое грандиозные стенды российских делегаций, занимавших 25% выставочных площадей. Нет пафосных вечеринок с озерами шампанского и горами фуа-гра. На тех стендах наши участники больше демонстрировали свои проекты друг другу и приехавшим высоким гостям из России, а вовсе не международным инвесторам, на которых и должно быть направлено мероприятие. Это вызывало серьезное раздражение и непонимание европейцев: что русские хотят этим показать? Сегодняшний формат, без вычурности, помпезности и прочего свойственного нам «шапкозакидательства», выглядит гораздо уместнее. «Коммерсантъ», «Ведомости», РБК, Российская гильдия управляющих и девелоперов организовали дискуссии, на которых ключевые чиновники – министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень, заместитель мэра Москвы по строительству и градостроительной политике Марат Хуснуллин, вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин и др. – общались с бизнесом и иностранными коллегами. Программа стала деловой, а не разухабистой. Такой формат информирования инвесторов и привлечения к себе внимания гораздо более понятен в международном контексте, быстрее и надежнее достигает результата о решениях инвесторов вкладывать в Россию.

Как было раньше? Хором казаков и плясками красавиц в русских народных костюмах Краснодарский край, отличавшийся всегда особым размахом своих презентаций, привлекал внимание посетителей, но отнюдь не инвестиции. Победные релизы по привлечению в прошлом году €4 млрд инвестиций в российскую недвижимость по итогам выставки создавали только одно ощущение: мы пиарим то, чего на самом деле нет и что особо пиарить и не нужно. Недвижимость – это не мешок картошки, невозможно подписать соглашение, обсудив проект в течение одного-трех дней. Такие сделки требуют даже не недель, а месяцев подготовки. Я помню, однажды нам срочно предложили подписать соглашение с одним из российских регионов за день до выставки на пару десятков миллионов долларов. Так прямо и сказали: мы подпишем совершенно не обязывающее вас соглашение, а дальше вы уже разберетесь, делать это или нет. Думаю, очень многие соглашения, о которых бодро рапортовали в прошлые годы, были такого же содержания.

Для чего нужен MIPIM

Очевидно, что для России сейчас наступила фаза подготовки для будущих инвестиций. И западные компании, и компании из Азии хотят инвестировать в стабильную экономику. В российской стабильности они убедятся в перспективе ближайших пяти-семи лет. Сегодня никто не готов в нас верить, как не верили в 1999-м. Однако не стоит сидеть сложа руки. Сейчас время для серьезной подготовки и упаковки новых проектов. Все новые начинания нужно согласовывать, проектировать и юридически оформлять до той степени тщательности и прозрачности, чтобы любой западный или азиатский инвестор увидел знакомый и понятный для них формат. Упакуй так, чтобы самый тщательный due diligence показал надежность, обоснованность и высокую рентабельность инвестиций, и все будет в порядке. Хорошие времена точно наступят, и мы будем выглядеть странно, не подготовившись к ним. Нужно создавать фонды недвижимости. Но это должны быть знакомые и понятные иностранным инвесторам юрисдикции – Люксембург, Кайманы, Британия. Русский ЗПИФ им непонятен. Эти юрисдикции должны иметь длительную историю споров и их разрешения в судах. Инвестору нужна предсказуемость. К сожалению, российская форма ЗПИФа (закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости) таким инструментом пока не является. Именно поэтому и наша компания  NAI Becar  анализирует и будет создавать фонд недвижимости в понятной юрисдикции. Иначе нам западных инвесторов в Россию не привлечь.

Читайте также MIPIM Awards 2015: названы лучшие девелоперские проекты мира На MIPIM хорошо обсуждать стратегию, а конкретные проекты лучше смотреть на месте, непосредственно в России. Минстрой поддержал выставку PROEstate и заявил, что российские проекты будут выставляться в России. Я считаю, это правильно. В мире уже существует зрелый, развитый инвестиционный рынок, нам нужно ориентироваться на лучшие мировые практики – но демонстрировать проекты и возможности лучше на родной земле. Туда ездим учится и зазывать инвесторов, а дома (на PROEstate) демонстрируем наши достижения.

Удивительно, но девелоперы и консультанты продолжают обсуждать, в какой валюте мы будем продолжать вести дела. Большинство на «Русском завтраке» говорили о возврате к доллару, что кредиты в рублях и с рублевыми ставками убивают проекты, что все ждут возврата к возможности кредитоваться в долларах. Эти высказывания сильно расстроили. Как можно не осознавать базовых понятий инвестиций в недвижимость? Как много у нас местных и иностранных консультантов и девелоперов, кто не смотрит в суть инвестиционного процесса.

Александр Шарапов, специально для «РБК-Недвижимости»

 

Кстати

 

MIPIM-2015 посвящен очередной выпуск «РБК.Недвижимости» на РБК-ТВ

 

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Эксперты/Мнения», может не совпадать с мнением редакции

теги: MIPIM

Комментарии
Вернуться
На Главную страницу
Забыли пароль?
Через несколько минут новый пароль будет отправлен вам на почту.
Перейти на главную
Просто введите Email и мы вышлем вам новый пароль
Email
Введите код с картинки
Обновить
Не пришло письмо
с активацией?
Через несколько минут вам придет письмо с активацией.
Перейти на главную
Просто введите Email и мы вышлем вам письмо повторно
Email
Введите код с картинки
Обновить
Система Orphus